Топ-100
Top

Что такое стратегическая сессия?

Многие компании имеют негативный опыт со стратегическими сессиями. Для них это лишь пустые слова, бесполезные собрания и невыполнимые планы. Но так ли это на самом деле? 

Представьте, что ваша команда собирается вместе и обсуждает важнейшие вопросы: как увеличить продажи, выйти на новый уровень, выбрать целевую аудиторию. Вы вместе исследуете все аспекты бизнеса, находите уникальные подходы и фишки, выходите из лабиринта повседневных задач. Ваш бизнес ускоряется, вы лучше понимаете его суть и выбираете оптимальный путь к цели. Всё вышеперечисленное и есть стратегическая сессия.

Содержание:

  1. Что такое стратегическая сессия простыми словами?
  2. Зачем нужна стратегическая сессия?
  3. Сколько должна длиться стратегическая сессия?
  4. В каком формате проводить стратегическую сессию?
  5. Из чего состоит стратегическая сессия?
  6. Кого из команды привлекать к стратегической сессии?
  7. Горизонт разработки стратегии

1.Что такое стратегическая сессия простыми словами?

Стратегическая сессия — это такой формат групповой работы, где участвуют как руководители, так и специалисты организации. Этот процесс направлен на составление среднесрочной (полгода-год) и/или долгосрочной (3-5 лет) концепции развития компании.

Когда же лучше всего проводить стратегическую сессию? Обычно, сессия проводится в начале каждого цикла стратегического планирования (у большей части опытных компаний он составляет 1 год). Компании с бюджетированием проводят стратегическую сессию за 1-2 месяца до финализации бюджетов. Однако наш опыт показал, что многие делают это в ноябре-декабре. В случае неопределенности стратегическая сессия будет лучшим решением. 

 

2.Зачем нужна стратегическая сессия?

Давайте рассмотрим некоторые задачи, которые решает стратегическая сессия. На практике их гораздо больше: 

  • Определение стратегий роста — это самый частый запрос за 17 лет нашей работы. Когда у руководителей есть цели роста, им необходимо понять, как именно этого достичь.

 

Сценарий стратегической сессии для разработки проектов роста

  • Найти УТП и позиционирование. Если у вас возникают мысли: “мы не знаем как объяснить клиентам, чем отличаемся», «мы теряем свой рынок», то обязательно добавляем в сессию работу с УТП и целевой позицией на рынке.
  • Разработать бизнес-план и финансовую модель. Наша практика показала, что такой запрос присутствует у начинающих компаний. Опытному бизнесу это может пригодиться в момент открытия новых проектов и инвестиционных проектов.
  • Трансформировать Бизнес-Модель. Подобный запрос возникает при создании компании, а также при столкновении с кризисом (снижении доходов, появлении нового конкурента,..)

Сценарий стратегической сессии при смене бизнес-модели

  • Разработать стратегии продуктовых категорий. Если у компании представлен широкий ассортимент продуктов, то ей необходим стратегический цикл по отдельным продуктовым категориям. 

 

Предлагаем Вам почитать отзывы наших Клиентов о проведенных сессиях

«Компании давно необходима была эта сессия, сотрудники были воодушевлены, что их наконец смогут услышать. Результат ー готовые бизнес-кейсы, аккуратно «достанные» из сердца Компании ー голов самих сотрудников.»

Яков Теплицкий, генеральный директор BEST-крепёж

“Было необычно.  Заставили посмотреть на работу других коллег, задуматься о проблемах, с которыми сталкивается наша компания в целом, и вместе прийти к решению проблемы.”

Гулевская Светлана, главный казначей ГК Шанс

“Было очень увлекательно и полезно. Коллективный разум сгенерировал огромное количество идей, которые теперь предстоит обработать и реализовать. Сотрудники пообщались, поближе познакомились друг с другом, что позитивно скажется на качестве их работы. Собственники донесли свои ожидания, у сотрудников формируется единая координатная шкала, понимание, куда движется компания.”

Антон Мамонов, операционный директор Icover

 

3.Сколько должна длиться стратегическая сессия?

Не существует строгого норматива по продолжительности стратегических сессий. Они могут длиться всего один день или растянуться на три дня. На основе нашего опыта мы пришли к выводу, что идеальным вариантом является двухдневная сессия. В первый день мы занимаемся креативом: проводим мозговые штурмы, генерируем новые идеи и выявляем точки роста. Второй день посвящен анализу и оценке всех предложенных идей, а также созданию планов развития.

Если вы решите провести однодневную сессию, есть риск слишком быстро пройтись по всем этапам стратегического процесса, что может негативно сказаться на качестве идей. Хотя такой формат возможен, он требует тщательной организации и строгого соблюдения всех правил. Участники могут легко отвлечься на операционные вопросы или менее важные темы, если их не направить в нужное русло.

Трехдневная сессия оправдана, если необходимо глубоко проработать все функциональные направления или подразделения компании, такие как маркетинговая стратегия, коммерческая политика, HR-стратегия и так далее. При такой длительности сессии значительно увеличивается вероятность разработки детализированной концепции развития и нахождения эффективных решений для актуальных проблем.

 

4.В каком формате проводить стратегическую сессию?

С развитием информационных технологий у нас появилась возможность проводить стратегические сессии в онлайн-формате и достаточно успешно. Мы тщательно организуем процесс, что позволяет нам достигать высокого качества работы даже без физического присутствия участников.

Инсайты из онлайн-сессий

После одной из наших онлайн-стратегических сессий мы сделали несколько интересных наблюдений:

  • Когда атмосфера не ограничена строгими рамками, креативность проявляется мгновенно.  Все благодаря снятию формальности мероприятия — участники смогли мыслить свободно и не боялись выглядеть  глупо.
  • Все участники быстро включились в процесс! Тщательно продуманный сценарий сессии  + комфортная обстановка = качественный результат.
  • Мы также отметили отсутствие шума и хаоса. Каждая группа работала в отдельном помещении, что создало идеальные условия для сосредоточенной работы.
  • Онлайн-формат позволил собрать всех необходимых участников для принятия важных решений, даже если они находятся в разных уголках мира. Директор из Владивостока или менеджер из Нью-Йорка могли участвовать в конференции на равных.
  • Наши эксперты имели возможность незаметно следить за работой групп и быстро перемещаться между виртуальными комнатами. Они не отвлекали участников, а появлялись только тогда, когда возникали вопросы. Это обеспечивало возможность легко включиться в обсуждение, направлять участников и контролировать закрепление идей в онлайн-режиме.

Безусловно, лучший вариант — проводить сессии оффлайн, что мы делаем в 95% случаев. Лучше выбрать комфортное место, например, загородный дом или конференц-зал в бизнес-центре или отеле. Чем удобнее участникам, тем легче им влиться в стратегический процесс.

Давайте забудем о формальностях, строгих костюмах и галстуках! На сессиях важны идеи, а не внешний вид. Можно работать даже в любимом свитере — это не повлияет на результат. Максимум комфорта обеспечивает максимум эффективности!

5.Из чего состоит стратегическая сессия?

У страт. сессии есть три важные составляющие: стратегическая, коммуникационная и обучающая. Предлагаем рассмотреть каждую подробнее далее. 

  • Стратегическая. Существует множество возможных сценариев развития компании, но они не бесконечны. Важно обсудить все варианты с ведущим сессии и выбрать наиболее подходящий.
  • Коммуникационная. Эффективное взаимодействие участников между собой и с ведущим — ключ к успеху. Если ведущий не сможет наладить обсуждение и научить участников договариваться, рискует остаться без поддержки для реализации новых идей.
  • Обучающая. Каждая стратегическая сессия должна приносить участникам новые знания и навыки, обеспечивать их развитие и личностный рост.

Составляющие стратегической сессии

6.Кого из команды привлекать к стратегической сессии?

Ни один сотрудник не будет лишним в процессе стратегической сессии. Привлечение большого количества людей — это весьма полезно. Наш опыт показывает, что не стоит ограничиваться только ТОП-менеджментом. Лидеры подразделений и обычные сотрудники могут внести ценную информацию и идеи, которые помогут в разработке стратегии. В крупных компаниях с численностью 1-2 тыс. сотрудников собрать всех невозможно, поэтому мы рекомендуем приглашать 50-60 человек из числа управляющих и среднего менеджмента.

Проведение стратегической сессии

 

7.Горизонт разработки стратегии

“На какой срок следует разрабатывать стратегию?” — один из распространенных вопросов. Достаточно ли планировать на год вперед или стоит ориентироваться на 5 лет? На этот выбор влияют несколько факторов:

  • Амбиции. Чем больше амбиций, тем длиннее стратегический путь. За 1-2 года не всегда удается достичь значительных результатов. Есть очень хорошая поговорка: «Мы переоцениваем то, что можем сделать за год, и недооцениваем то, что можем сделать за три».  Если ваши амбиции грандиозны, мы советуем достичь повторяемости в течение долгого времени.
  • Отрасль. В некоторых сферах, таких как нефтяная, возврат инвестиций может занять много времени, поэтому планирование на 5-10 лет вперед будет более уместным. В то же время в IT или e-commerce необходимо регулярно пересматривать стратегию каждые год-два.
  • Ресурсы. Изменения требуют ресурсов: финансовых, временных и человеческих. Горизонт стратегии должен соответствовать доступным ресурсам компании.
  • Рынок и конкуренция. Необходимо учитывать потенциальные изменения, такие как появление новых конкурентов или экономические кризисы, которые могут повлиять на вашу стратегию.

Стратегическая сессия — это не просто встреча, а важный этап, открывающий новые горизонты и инициирующий перемены в компании. Внедрение изменений требует четкого и структурированного плана действий.

Вы сами решаете, как провести сессию — с подрядчиком или самостоятельно. Мы всегда готовы помочь вам организовать стратегическую сессию.

Почему мы?

  • Мы чутко вникаем в контекст вашего бизнеса, всегда берем во внимание именно вашу уникальность.
  • У нас нет заранее встроенных алгоритмов, к каждому Клиенту мы подходим по-своему.
  • Вы не будете тратить собственные ресурсы для комплексного анализа.
  • Мы четко организуем сессию для вашей команды, где профессионально сформулируем концепции вашего роста.
  • Мы идём в ногу со временем и используем инструменты искусственного интеллекта для разработки специальных алгоритмов.
  • Мы подготовим для Вас уникальный Action-план по реализации разработанной стратегии по итогу нашей с Вами работы.
  • Мы рядом с Вами на протяжении всего проекта и даже после его окончания: если в процессе реализации стратегии Вам понадобится помощь, то мы с радостью проведем встречу с командой, где найдем ответы на все вопросы .

Если вы хотите провести стратегическую сессию, напишите нам. В течении 24 часов мы свяжемся с Вами и ответим на все вопросы по проведению стратегической сессии.