Через пять-семь лет миллениалы будут обсуждать, как управлять поколением Х
Каких знаний не хватает сегодня руководителям? В первую очередь — о человеке.
Максим Поклонский, управляющий партнер консалтингового агентства «МаркСист» и архитектор программ бизнес-школы «Капитал» в интервью журналу «Человек дела» рассказал о том, какие компетенции сегодня важны для руководителей.
Бизнес-образование, во-первых, нужно руководителям-новичкам для формирования инструментария. Это иллюзия, что управлять людьми просто. В детстве я читал сатирический рассказ о поваре, который славился совершенно несъедобной едой и делал зубодробительные биточки. Когда ему привозили свежайшие мясо, муку, яйца, он стоял над ними и плакал, потому что понимал: все это хорошее и качественное сейчас превратится в невкусную еду. Теперь для меня это метафора: именно так поступает неопытный руководитель с мотивированными, талантливыми людьми.
Американцы провели исследование и выяснили: 98% сотрудников приходят на работу приносить пользу. Если посчитать подобную статистику для наших компаний, боюсь, окажется, что 80% персонала не вовлечены и ходят в офис как на каторгу.
Кто виноват? В большинстве случаев — непосредственный руководитель, который не создал продуктивную среду. И это, кстати, актуально даже для организаций, где обычная среда «токсична»: в отдельно взятом подразделении можно создать оазис, где люди получают кайф от работы. В менеджменте все придумали еще в 1950-х. И руководитель, у которого что-то не получается — просто лентяй, не желающий воспользоваться готовыми инструментами.
Каких знаний не хватает сегодня руководителям? В первую очередь, — о человеке. Возьмите нейронауки, которые сегодня изучают мозг: знание того, как действует в человеке рациональное, эмоциональное и накопленный опыт, сделает работу руководителя более эффективной. Второе — не хватает долгосрочного мышления, умения видеть перспективу. Широкий горизонт планирования позволяет видеть картину с высоты птичьего полета, а не только сиюминутные проблемы. Далее — маркетинговое мышление, которое нужно развивать любому профессионалу. Фокус компаний должен сдвигаться в сторону клиента. И, наконец, я бы добавил к этому списку
умение мыслить креативно, потому что это единственное, что отличает нас от роботов и любых алгоритмизированных систем. Человек будущего — это тот, который умеет эффективно работать вместе с роботом или алгоритмом.
Рекомендую посмотреть «Атлас новых профессий» и «TOP-10 навыков будущего»: на основе серьезных исследований там систематизировано то, как будет развиваться рынок труда в долгосрочной перспективе.
Еще один важный навык сегодня — уметь забывать старый опыт, чтобы он не превращался в «цемент», и умение переучиваться.
А перед ним, в свою очередь, должен быть навык самодиагностики, который позволит ответить на вопросы «Чего я не знаю»?.. Не понимаю?.. Не умею?» и идентифицировать свои сегодняшние пробелы. Мир постоянно дает сигналы о том, что больше неактуально, вопрос в том, как наш локатор их улавливает. Например, я общаюсь с молодым сотрудником и не понимаю, как его мотивировать. Значит, я должен приобрести эти компетенции, ведь мои подчиненные будут становиться только моложе по сравнению со мной.
Недавно на конференции в Москве услышал интересную мысль: «Мы сейчас обсуждаем, как нам управлять поколением миллениалов, а через пять-семь лет миллениалы будут собирать конференцию и обсуждать, как им управлять «иксами».
Парадигма изменится очень скоро. Одна из важных профессий будущего — архитектор образовательных траекторий.
Информации все больше, мир все разнообразнее. Нужен кто-то опытный — знающий и теорию, и практику. Тот, кто поможет сформировать «ученику» его траекторию. Поэтому в компаниях сегодня должно активнее внедряться наставничество: ведь внутри всегда есть знания и опыт, которые можно передавать другим.
Мы подобрали несколько наиболее популярных программ о человеке и управлении командой:
Статья опубликована в журнале «Человек дела».