Команда и конфликты: избегать нельзя участвовать
Если в коллективе конфликт — значит он «живой» и сотрудникам не безразлична их работа. В этом случае есть возможность создать команду, заряженную на успех.
Конфликт — отличный способ для выхода накопившихся эмоций внутри каждого из сотрудников. Но если это парализует работу компании, что делать?
Находить пути примирения важно как для руководителей, так и для подчиненных. Для выхода из конфликта необходимо:
1. Решиться поговорить открыто о произошедшем: замалчивание конфликта не позволит сфокусироваться на работе и только обострит взаимоотношения сотрудников в будущем.
2. Признать свои ошибки и дать время: здесь не бывает одного виноватого, разделите ответственность за случившееся, признайте, что поступили неправильно и выразите сожалению по этому поводу. Если вы понимаете, что не удается найти решения, попросите коллегу о личной встрече. Возможно, ему необходимо время, чтобы проанализировать ваши слова и сделать следующий шаг к примирению.
3. Попросить прощения и проявить благодарность. Не так просто сказать «Прости, я был не прав», но одной фразы не достаточно, чтобы восстановить разрушенные отношения. В конце разговора поблагодарите собеседника за то, что он вас внимательно выслушал и пытался понять вашу точку зрения.
4. Понять чужую позицию: выразите понимание собеседнику, постарайтесь принять его точку зрения, поймите, что привело его к тому или иному поступку.
5. Трезво оценить причины конфликта: в большинстве случаев человек не ставит целью задеть чувства других, это случайное стечение обстоятельств (плохое настроение, усталость на работе, личные переживания и т.д.), которое приводит к конфликтной ситуации. Объясните мотивы: раскройте свои мысли и чувства, расскажите про истинные намерения.
6. Найти решение: не фокусируйтесь на неприятном разговоре, выразите важность совместной работы в команде. Вместе разработайте способы, которые не позволят повториться подобным ошибкам в будущем.
Что делать руководителю, если возник конфликт?
1. Для начала нужно понять, необходимо ли ваше вмешательство и сотрудники могут сами найти решение. Примите во внимание особенности поведения сотрудников и знание «эффективных подходов» к ним — это ключ к разрешению конфликтной ситуации. Если уже несколько дней висит напряженность в воздухе, рабочий процесс идет не так эффективно как обычно — необходимо принимать меры.
2. Определите цели, которые преследуют сотрудники: зачем им это нужно?
3. Соберите подчиненных вместе и дайте возможность высказаться каждой из сторон. Займите позицию активного слушателя и не давайте критичной оценки поступкам сотрудников.
Постарайтесь объективно оценить причину конфликта, услышать и принять во внимание точку зрения каждого.
4. Дайте возможность выплеснуться эмоциям участников в разговоре, но не допускайте обидных высказываний друг о друге.
Не принимайте решения за конфликтующих, о компромиссе они должны договориться сами. Если конфликт нейтрализуется с трудом, зафиксируйте ключевые моменты, по которым они согласны, и сформулируйте дальнейший план действий.
5. Проявите чувство юмора, чтобы разрядить обстановку.
6. Сделайте выводы из конфликтной ситуации, чтобы предупредить ее появление в компании снова.