Надо учиться четыре дня в неделю и один работать
В этом году Бизнес-школе Капитал исполнилось 5 лет. Мы поговорили с ее руководителем Максимом Поклонским про рынок бизнес-образования, сложности и перспективы развития.
Главный запрос сегодня — потребность в смысле
Название «Капитал» было естественным продолжением названия «Консалтинговое агентство «Марксист». В 2013 году мы решили, что нужно придумать название для консалтингового агентства и собрали наших клиентов на мозговой штурм. Любимые
наши клиенты зашли, и Ирина Далидович (компания «ДНК») прямо с порога говорит: «Марксист!». Я спрашиваю: «Что марксист?». Она говорит: «Марксист — маркетинговые системы». И потом для вида часа полтора мы генерировали идеи, но всё равно ничего лучше не придумали.
У меня был небольшой страх по поводу старика Маркса, что будет нехорошая тень. Но потом решили, что новое поколение про Маркса ничего не знает, наши клиенты потихоньку молодеют, поэтому плохих ассоциаций быть не должно. Был случай, когда клиент спросил менеджера, читал ли он «Капитал», прежде чем начать разговор.
Когда через год-полтора появилась школа, не было других вариантов кроме «Капитал». У школы есть несколько идей. Во-первых, мы про деньги и то, чтобы клиенты больше зарабатывали. Во-вторых, мы про капитал, который человек накапливает при обучении, т.е. капитал интеллектуальный и инструментальный, и потом превращает в капитал денежный для компании и для себя.
Как появилась идея создать школу?
Школа — это сопряженный с консалтингом проект. Нельзя внедрять какие-либо изменения в консалтинге без изменения сознания людей, передачи новых инструментов и навыков.
Например, мы разработали стратегию, надо её реализовать, а потом выясняется, что команда, мягко говоря, что-то не знает, не умеет или не хочет узнать, а обучение успешно справляется с этими задачами.
Наше основное преимущество — мы поработали в около 120 проектах, это 30-40 разных отраслей.
Мы как «переносчики» накопленного опыта. Мы не раскрываем конфиденциальную информацию, репутация — это наша главная ценность. Передаем лучшие практики из разных отраслей.
Как создаются программы для школы?
В начале просто делали то, в чём у нас накоплено много опыта. Сейчас (последние 3 года) — идём по запросу клиента. Стали больше работать с командой в формате коучинга: воспитание мышления руководителей не обучающими приемами, а с помощью формирования определенных ситуаций.
Когда мы видим спрос и понимаем, что для нас это релевантно, мы или находим эксперта, или формируем эту компетенцию внутри. Наша основная цель — максимальная полезность для клиента. Поэтому у нас есть круг ближний и второй круг экспертов, которых мы легко можем подключить к проекту, потому что сами всё не переделаем.
Каким должен быть тренер бизнес-школы?
Основные требования: практика и не менее 10000 часов опыта. Человек должен съесть собаку на том, что будет рассказывать нашим клиентам.
Есть такое правило 10000 часов, я в него верю. Всё, где у меня получается хорошо работать, я накопил до этого 10000 часов: 10000 часов я провёл в маркетинге, 10000 часов — в продажах, 10000 часов я руководил коммерческими службами. Более 18000 часов я занимаюсь консалтингом и уже могу сделать курс «Консалтинг. Как это сделать».
Что сегодня клиент ожидает от бизнес-обучения?
Самый последний тренд сейчас — клиенты хотят максимально полезную информацию, очень быстро, без разжевывания. Клиенты сейчас умнее, чем были 10 лет назад, их очень сложно удивить, создать «ВАУ!»-эффект. Сейчас это такая редкость, как рыбу поймать, где сидят сотни рыбаков. Поэтому информацию надо передавать быстро и очень концентрированно — клиенты сами разберутся с деталями.
Как выбрать обучающую компанию?
Прежде всего стоит обратить внимание на личность тренера: чего он добился, с каким опытом он пришел в аудиторию. Профессиональный тренер понимает проблемы слушателей, он с ними сталкивался и успешно или неуспешно (что тоже важно!) их решал.
Обучение − это продукт, который должен решать определенные задачи. Заказчики всегда должны задавать себе вопрос: «Что я хочу получить в итоге? Технологию? Новые идеи? Решение проблемы?».
Сделать курс сегодня несложно, есть масса материалов и тренеров.
Бизнес-школа должна предлагать некую уникальную идею, которая значительно отличается от предложений конкурентов.
При этом не стоит вестись на «красивые названия» и «модные» темы, которые не решают насущные проблемы предприятия.
Что изменилось в работе школы за 5 лет?
За это время изменился рынок. Мы открывали школу, когда начался кризис и образовательный рынок упал в 10 раз. Может я слишком самоуверен, но мы тогда повлияли на рынок своими заявлениями. Мы сразу сказали: только практика, только практики говорят, только полезность. Я вижу, что многие используют сейчас эти сообщения.
Сейчас за счет онлайна, легкого доступа к информации и обесценивания образования как такового, оно перестало иметь ту ценность, которая была раньше. За 5 лет мы отказались от открытого обучения, в основном занимаемся корпоративным. За редким исключением проводим Клубы директоров или отдельные воркшопы по темам, которые интересны нам самим.
Что мы делаем по-другому? Мы начали больше внимания уделять своему контенту и будем уделять этому ещё больше внимания. На самом деле, мы мало делаем по-другому. Хочу, чтобы мы больше экспериментировали и условно говоря через месяц-два после проверки гипотез вообще делали абсолютно не то, что делаем сейчас. Это моя мечта.
Как часто нужно учиться самому и учить сотрудников компании?
Я считаю, что наш процент обучения должен каждый год возрастать. Мне кажется, в этом плане очень правильно сказал Аркадий Цукер: «Если 20 лет назад учились в среднем один день в год, то в последнее время учатся один день в месяц. Какие-то быстрорастущие компании учатся больше, но это средняя температура. А в будущем средняя температура, это когда учатся четыре дня в неделю, а один день работают».
Скорость изменений всё возрастает, а без обучения их догонять невозможно. Ты сильно отстаешь, если только работаешь.
Мы к этому еще не готовы, мы живем вчерашним днем. Один раз за жизнь отучившись в институте, можно на всю жизнь забыть про обучение. Те, кто понимают, что это невозможно, идут впереди, просто не все это еще «просекли». Я хотел бы учиться минимум один день в неделю, но, к сожалению, у меня не получается.
Как, работая тренером, не закостенеть и понимать, что происходит в бизнесе?
Работать над проектами, другого способа нет. Надо постоянно проверять то, что ты говоришь. Каждый тренинговый день заставляет окрепнуть в своих иллюзиях, а каждый консалтинговый день разбивает эти иллюзии. Поэтому я решил, что больше трех дней в месяц я не буду тренировать, хотя я обожаю эту работу. Консалтинг — это как ходьба по минному полю: правды не знаешь, но надо найти.
Какой самый главный урок ты вынес как консультант и бизнес-тренер?
У меня был потрясающий преподаватель Джо Понс, испанец, на стажировке для teachers management academy (стажировка для преподавателей бизнес-дисциплин). После того, как я в группе сделал упражнение по разбору кейсов, он мне сказал: «Максим, как ты думаешь, сколько времени ты был в эфире, а сколько группа?». Я ответил: «Думаю, я процентов 10, а группа 90». На что он мне отвечает: «Нет, Максим, наоборот, 90 процентов говорил ты, а должно было быть именно так, как ты и сказал». Это был лучший урок в моей жизни.
Вообще, лучшим уроком являются честная и вовремя полученная обратная связь о твоей реальности, о том, в какой реальности ты находишься, потому что мы живем в иллюзиях о себе, о ситуациях и так далее.
Чтобы ты хотел еще сделать как консультант и тренер?
Я бы хотел запустить мировой проект. Не по всем вопросам, но по ряду вопросов мы конкурентны для мира. Это означает, что мы можем сделать что-то привлекательное и конкурентное в контексте всего мира.
У меня есть мечта, чтобы наши выпускники и клиенты скинулись деньгами и мы вместе построили образовательный кампус, где все собственники. Это значит, что они заработали достаточно денег благодаря нашим советам и в благодарность строят кампус. Это люди с другим мышлением и с другими ценностями. С ними очень хотелось быть в одном месте в одно время, чтобы вместе обучаться и развиваться.
Мы счастливы в своем бизнесе: мы работаем с умными людьми, которые хотят стать лучше. Бизнес-образование — это непростой бизнес, т.к. много умных людей занимаются бизнес-образованием, он очень конкурентен. Но то, что ты учишь людей, которые умнее тебя в каких-то областях, а в каких-то ты можешь с ними поделиться знаниями — это реальное счастье. А представьте место, в котором такие люди будут постоянно находиться, и ты среди них…
Как все успеть?
Не бывает мало времени, бывают плохо расставленные приоритеты. У меня нет другого способа. И, причём, не надо надрываться, потому что надрыв только лишает нас счастья.
Какая книга перевернула твое сознание?
Книга Кшиштофа Облоя «Стратегия успешной компании». Она настолько системная и структурированная. Автор передает все инструменты, накопленные человечеством по стратегии, это изумительно. В добавление к самому Кшиштофу, которого надо послушать, без него книга суховатая.
О чем бы ты написал книгу?
Про одну единственную вещь — ключевые факторы успеха. У меня в принципе уже много накоплено, надеюсь когда-нибудь её напишу.
Подобрать программу